Хадиков И.
"ТРУДЫ" Вадима Овчинникова
Вместо предисловия
И ДНИ" - хочется добавить, на мгновение забыв о предшественниках. Нити, на которых подвешены чьи-то собственные труды и дни, обрываясь, обещают или паралич или дополнительную, ни на что непригодную, степень свободы - в случае с Вадимом Овчинниковым дело, кажется, обстоит совсем по- другому. Тянущиеся из прииртышских степей через берега Невы и побережья Калифорнии к фосфоресцирующим пространствам Чукотки, они, в силу самой географии перепутаны так, что способ их использования, предъявленный художником, напоминает скорее о прыжках на батуте, чем о тайнах закулисья. К несчастью ли, к радости - ни в одном зрительном зале нет мест, откуда можно было бы в подробностях рассмотреть происходящее
И ПУТЕШЕСТВИЯ" - иногда Вадим Овчинников возвращается из экспедиций. Понять это можно, только посетив мастерскую художника. На первый взгляд в ней ничего не изменилось - все та же трубка, тлеющий корень можжевельника, инструменты на стенах и стульях. Только через некоторое время начинаешь понимать, что кактусы, высаженные вместе с камнями в большой вазе, за ночь, похоже, поменялись местами. Из путешествий В.О. привозит новые сведения об обычаях пионеров, военнослужащих, разведчиков и малочисленных народов Севера
И ВСАДНИКИ, И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ" - 32 (из 200) небесных воина, когда-то снаряженные Вадимом Овчинниковым для охраны границ очерченного им мира, могли бы, на первый взгляд, рассказать нам чуть больше того, что обычно говорят стражники всем вопрошающим на пороге. Изображения драконов, с которыми они сражаются (расставляя знаки УДАРЕНИЯ), искушают возможностями алфавита - обещая сложиться во фразу, до поры до времени скрывающуюся за неведомым нам сегодня порядком их появления на свет. Единственное, что проявляется в подобной ситуации, состоит в том, что в глубине души. т.е. там, где хранятся все наши надежды, возможности собрать осколки целого все еще рассматриваются с точки зрения ранних каббалистов. Трудно сказать, рассматривал ли Вадим Евгеньевич эти листы, как иллюстрации к дошедшей для нас книге - одно можно скатать наверняка: сонм всадников, покровителей пастухов и воинов говорит с нами голосом человека, бывшего и воином, и пастырем.
И ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ" - растения трудно заподозрить в отсутствии здравого смысла - соображения целесообразности признаются в растительном мире еще и потому, иго никем не проповедуются. Язык цветов, сам по себе не имеющий никакого отношения к обладателям пестиков и тычинок, так же мало подходит для назиданий, как беладонна для улучшения зрения. Тем не менее и в хлорофилловом мире есть свои безумцы и свои святые: обладатели антропоморфных корней издают отвратительные звуки при попытках вытащить их для осмотра: плоды, висящие на деревьях, демонстрируют преимущества самопожертвования, а тысячелетние газоны лужаек, колышимые райским ветерком, с маниакальным упорством продолжают подрывать основы новейших теорий. Нет нужды связывать запреты на изображения людей и животных со злой волей пророков и их последователей - не только Блейку было известно о существовании неба прямо у нас под ногами, и опасности, подстерегающие нас при слишком тесном контакте с растительным миром принадлежат скорее сюжету, чем результату.
И ПИСЬМА" — Традиция помещает письма в раздел, непосредственно предшествующий комментарию. Письма В.О.. занимая в "Трудах" именно это место, находятся за пределами эпистолярного жанра. Так Бухгалтер помещает себя за пределы вселенной, рапортуя о завершении её создания, так путешественник. минуя инстанцию почты, демонстрирует образы и звуки давно занесенных песками пространств при помощи коллекции случайных предметов, тем самым заново наделяя их значением.
Р. S. В последнюю по счету экспедицию Вадим Овчинников отправился в мае 1996 года.
И.Хадиков.
Книга «Труды»